На главную страницу

Речь П.А. Столыпина в Государственном совете при обсуждении законопроекта «Об обсуждении и дополнений некоторых постановлений о крестьянском землевладении» (указа 9 ноября 1906 г.)

     15 марта 1910 г.

 

Господа члены государственного совета! После исчерпывающего доклада М.В. Красовского и после глубоких разъяснений такого высокоуважаемого и авторитетного знатока крестьянского дела, как А.С. Стишинский, задача моя, представителя правительства, сильно упростилась. Я свободен теперь от обязанности разъяснять вам существо и значение указа 9 ноября, тем более что по поводу этого акта и в Государственной думе, и в особой комиссии Государственного совета, сказано уже все. Закон этот не только проверен теоретически рассуждениями специалистов, он четвертый год проверяется самой жизнью, и правительству не приходится пробивать ему дорогу в законодательных учреждениях. Закон сам завоевал себе право на существование, сам прокладывает себе пути и шагает так быстро, Что через несколько времени, может быть, было бы уже невозможно видоизменить его окрепшие уже очертания. Это осознают и самые крайние противники закона, но тем более он им кажется принципиально вреден. Они не могут не смотреть на него, как на действительно живое порождение правительства, а как на исчадие уродливое и уродующие местную жизнь.  

Конечно, за последнее время суровые доводы против закона поневоле смягчены теми результатами, которые дает жизнь, но вместе с тем и понятно, и естественно стремление противника закона выровнять, выправить, видоизменить вредное, в их глазах, явление раннее, чем оно получит окончательное признание, окончательное признание, окончательное узаконение в этом высоком Учреждении, ранее, чем санкционировать дальнейший его рост и развитие. Но точно также, господа, понятно и естественно убеждение правительства, что закон построен правильно, убеждение в том, что изменения, поправки только могут придать ему вредное, неестественное направление. Поэтому я остановлюсь исключительно на тех поправках и добавлениях, которые предполагается, в порядке так называемого обезвреживания закона, в него ввести, и сочту себя обязанным самым определительным образом изложить взгляд правительства по этому вопросу.

Но прежде этого, для того, чтобы более понятна была принципиальная точка зрения правительства, позвольте попросить вас мысленно обернуться к прошлому и вспомнить, в какое время и при каких обстоятельствах закон 9 ноября возник. Ведь это было довольно смутное время, когда еще горели и догорали помещичьи усадьбы, когда свобода воспринималась как свобода насилия, когда насилие это иные считали возможным уничтожить насилие же, принудительным отчуждением владельческих земель. В это время правительство начало проводить целый ряд указаний, относящихся до крестьян. Мероприятия эти понимались многими искренно, иными, может быть, лукаво, как акт политической растерянности правительства, которое зря сразу разбросало весь свой балласт: земли удельные, земли государственные, общинный строй – все в жертву гидры революции. Но я думаю, что теперь всем стало ясно, что как эти меры, так и мероприятия по укреплению личной собственности являются результатом отношения правительства, что происходило в это время в России. А диагноз происходящего в кратких словах может быть сведен к следующему. Смута политическая, революционная агитация, приподнятые нашими неудачами, начали пускать корни в народе, питаясь смутою гораздо более серьезною, смутою социальную, развившеюся в нашем крестьянстве. Отсюда естественный выход – необходимость сначала излечить коренную болезнь, дав крестьянству возможность выйти из грязи, из невежества, из земельного настроения. Социальная смута вскормила и вспоила нашу революцию, и одни только политические мероприятия бессильны были, как показали тогдашние обстоятельства, уничтожить эту смуту и порожденную ею смуту революционную. Лишь в сочетании с социальною аграрною реформою могли получить жизнь, силу и значение. Поэтому, господа, на закон 9 ноября надо смотреть с угла зрения социального, а не политического, и тогда станет понятно, что он явился плодом не растерянного решения, а что именно этим законом  заложен фундамент, основание нового социально – экономического крестьянского строя. А так как время смуты – время решений, а не раздумья, то понятно, почему этот вопрос был проведен в порядке ст. 87, словом и волею государя. Понятно это и потому, как говорил тут А.С. Стишинский, что к 1 января 1907 г. должен был быть решен в области крестьянского землевладения вопрос о выделе участков в частную собственность, так как этому времени кончалась выплата платежей и должна была войти в силу ст. 12 Общего положения.

Эту историческую справку я привел для того, чтобы с самого начала установить ту принципиальную сторону закона, с которой правительство сойти не сможет, в которой уступок нет. Не вводя силою закона, никакого принуждения  к выходу из общины, правительство считает совершенно недопустимым установление какого - либо  принуждения, какого – либо насилия, какого – либо гнета чужой воли над свободной волей крестьянства в деле устройства его судьбы, распоряжения его надельною землею. Это главная, коренная мысль, которая залегла  в основу нашего законопроекта.

Если, господа, я так долго остановился на внутреннем значении акта 9 ноября 1906г., то, может быть, это ускорит и облегчит выяснения дальнейшего отношения к тем поправкам и дополнениям, которые предполагается в него ввести. Я остановлюсь сначала на отделе 1, введенный в законопроект Государственною думою, особенно на статью 1, и прямо скажу, что этот отдел не вносит никакой новой мысли, новой идеи, противоречащей, противоположной идеей правительства, так как поправка эта внесена с целью скорейшего перехода крестьянства к личной собственности. Это было достаточно определенно высказано в свое время товарищем министра внутренних дел А.И Лыкошиным в Государственной думе. Но и тут, в Государственном совете, я должен также оговориться, что правительство возражало бы против признания участков – наследственными тех обществ, в которых не было общих переделов за последние 24 года. Соображения правительства таковы: конкретно весьма легко установить общества, в которых с самого наделения их землею не было никогда общих переделов. Каждый живущий в русской деревне знает общества стародушников, общества крестьян, владеющих землей по старым ревизским душам. В этих обществах, в этих селениях существуют группы молодых крестьян, которые мечтают добиться уравнения и общих переделов земли, но это им почти не удается, не удается набрать голосов, так как старые домохозяева крепко и твердо стоят на своем, на старом порядке владения землею. Но несколько сложнее положение там, где не было переделов в течение 24 лет. Во – первых, какой громадный труд, какое отвлечение от настоящего живого дела кадров крестьянских учреждений для выяснения, в каких обществах было и в каких не было переделов за последние 12 – лития, так как и приговоры о переделах далеко не везде сохранились! А возбужденные при этом споры! Господа, ведь до разрешения их должно быть приостановлено рассмотрение всех заявлений отдельных домохозяев о закреплении за ними участников. Таким образом, дело не ускорилось бы, а, напротив, затормозилось бы. Я не могу молчать еще и о том, что так называемые незаконные общие переделы наблюдаются главным образом в тех обществах, где официальных переделов за последнее время не было. Затем, изменение существующего порядка вызвало бы среди крестьян лишь волнение, недоумение. Да и зачем принимать искусственные меры там, где дело идет естественным своим ходом? Ведь за 3 1,2 года – или, вернее за 3 года, так как закон не начал действовать немедленно после его опубликования, - до 1 февраля 1910 г. заявило желание укрепить свои участки в личную собственность более 1 700 000 домохозяев, т.е., как заявил тут А.С.Стишинский, около 17 % всех общинников-домохозяев; окончательно укрепили участки в личную собственность 1 175 000 домохозяев, т.е. более 11 %, с 8 780 160 дес. земли и это кроме целых сельских обществ, в которых к подворному владению перешли еще 193 447 домохозяев, владеющих 1 885 814 дес. Таким образом, при такой же успешной работе, еще через 6-7 таких же периодов, таких же трехлетий общины в России – там, где она уже отжила свой век, почти уже не будет. Поэтому правительство, веря в жизненность закона 9 ноября 1906 г., не стремилось и не стремится вводить в закон каких-либо признаков принуждения и особенно, проводя закон в порядке ст.87, считаю невозможным производить какую-либо насильственную ломку. Конечно, законодательные учреждения в этом отношении более свободны. У вас руки развязаны, и поэтому правительство заявляет, что оно согласилось бы на  введение отдела 1 одобренного Думою закона 9 ноября, особенно если бы в нем были исключены слова «и в течение 24 лет».

Переходя ко второй поправке, внесенной Государственной думой и касающейся укреплению излишков, я заявляю, что правительство считает укрепление этих излишков по взаимному соглашению, а при отсутствии такового – по оценке волостного суда неприемлемым. Правительство предвидит, что при таком порядке возникнет целый ряд судебных споров, очень продолжительная судебная волокита, а вместе с тем и затруднение в процессе выхода домохозяев из общины. Укрепление этих излишков по действительной стоимости, т.е. вторичный выкуп от сельского общества уже раз выкупленной земли, едва ли было бы справедливо и во всяком случае было бы для хозяев обременительным. Поэтому правительство настаивает на своей редакции, принятой и особой комиссией Государственного совета.

Покончив с главнейшими дополнениями, внесенными в закон Государственной думой, я перехожу к двум поправкам, предложенным меньшинством особой комиссии Государственного совета. В особой комиссии голоса разделились почти поровну, и поэтому я считаю себя обязанным выяснить мнение правительства как по вопросу личной и семейной собственности, так и по вопросу о предоставлении обществам  преимущественных прав к приобретению продаваемых домохозяевами надельных земель. Обе эти поправки клонятся к ограничению прав домохозяина в распоряжении своею надельною собственностью, первая – во имя ограждения прав семьи, вторая – в целях ограждения интересов общества. Я не буду распространяться вновь о том значении, которое правительство придает личной собственности. Я с самого начала заявил уже, что в законопроекте есть стороны принципиального характера, от которых правительство не может отказаться и не откажется. Я добросовестно старался вникнуть в мысли и доводы сторонников семейной собственности и пониманию, что предоставление женщинам права голоса в разрешении вопроса о продаже надельных участков в этом направлении мысли является требованием минимальным. Я разделяю теорию, отождествляющую семейный                                                                                                                               союз с трудовою артелью. Я сознаю весь ужас семьи, глава которой пьяница и тунеядец, начнет распродажу земли – кормилицы семьи. Но все же я самым решительным и определенным образом заявляю, что принудительные путы, по мнению правительства, делу не помогут, а повредят. Семейный союз, как союз трудовой, останется в силе, если члены семьи будут сознавать себя членами такового, даже если они находятся где-нибудь в отдаленных отхожих промыслах, и никакой закон не свяжет их с семьей отбившегося домохозяина, если он и живет на месте. Домохозяин тунеядец, пьяница всегда промотает свое имущество, какую бы власть над ним вы ни предоставили его жене. В этом отношении ограждение прав семьи может осуществиться только единственным справедливым и правильным решением в установлении опеки за расточительство. Но отдавать всю общинную Россию под опеку женам, создавать семейные драмы и трагедии, рушить весь патриархальный крестьянский строй, имея в мыслях только слабые семьи с развратными и пьяными домохозяевами во главе, - простите, господа, я этого не понимаю.

Ведь даже Сенат, создавший у нас институт семейной собственности, никогда так далеко не шел, никогда не ставил препятствий отдельным домохозяевам продавать свои подворные участки. Когда создают армию, не равняют ее по слабым и по отсталым, если только намеренно не ведут ее к поражению. Как же воссоздать крепкую, сильную Россию и одновременно гасить инициативу, энергию, убивать самодеятельность? Самодеятельность эта забивалась общиною, так заменяйте же общину женским гнетом. Логика везде одинакова: особое попечение, опека, исключительные права для крестьянина могут только сделать его хронически бессильным и слабым.

Много у нас говорят о свободах, но глашатаи отвлеченных свобод не хотят для крестьянина самой примитивной свободы, свободы труда, свободы почина. Поэтому я самым решительным образом буду возражать и против второго предположения меньшинства особой комиссии о предоставлении обществам преимущественного права приобретения продаваемых домохозяевами надельных участков. Поверьте, что там, где у обществ есть средства, где у обществ образовался капитал от обязательных отчуждений угодий для государственной или общественной надобности или от разработки недр, там общество не упустит продаваемого надела, если только он ему нужен. Но там, где у общества средств нет, к чему искусственно расширять площадь общинной земли, стравливать насильно договорившиеся стороны с обществом, создавать силою закона спор и вражду, а что такие споры, такая вражда создадутся – в этом я безусловно убежден.

Ведь у нас продают свои участки главным образом домохозяева, желающие переселиться или желающие приобрести себе другой участок, который, по их понятиям, более выгоден. Для этого иногда домохозяева приезжают издалека, а продавцы и покупатели стремятся осуществить сделку или до начала полевых работ, или до наступления зимнего времени. А тут предполагается дать обществам право в течение месяца составить приговор о желании конкурировать с частным покупателем, а затем дать им еще три месяца для осуществления этой сделки, для заключения купчей крепости. Я и спрашиваю себя: каким образом, при каких условиях – при узаконенной четырехмесячной волоките, - каким образом явится возможность осуществить частную сделку? По-моему, такой возможности нет. Создается соблазн для общества, соблазн накладывать «табу» на всякую предполагаемую сделку, с тем чтобы по истечении четырех месяцев от нее отказаться.

Является еще соблазн наталкивания покупателей и продавцов на заявление в волостном правлении сделок фиктивных. И все это в видах искусственного поддержания общины, в видах затруднения домохозяевам сознательного осуществления своего права так или иначе решить свою судьбу, тогда, когда наше законодательство последнего времени  идет в противоположную сторону – к уравнению  в правах крестьян с остальными обывателями Империи.

Я так настоятельно возвращаются к этому вопросу потому, что принципиальная сторона законопроекта является осью нашей внутренней политики, потому что наше экономическое возрождение мы строим на наличии покупной способности у крепкого, достаточного класса на низах, потому что на наличии этого элемента зиждутся и наши законопроекты об улучшении, упорядочении местной земской жизни, потому, наконец, что уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России должно быть не словом, а должно стать фактом.

Я, господа, не преувеличиваю значения закона 9 ноября. Я знаю, что без сопутствующих, упорно проводимых мероприятий по мелкому кредиту, по агрономической помощи, по просвещению духовному и светскому нас временно ждут и неудачи, и разочарования, но я твердо верю в правильность основной мысли закона и приписываю первоначальную удачу этого, сравнительно, быть может, скромного акта тому, что он неразрывно связан с величайшим актом прошлого столетия – с освобождением крестьян и составляет, быть может, последнее звено в деле раскрепощения нашего земледельческого класса, и что дело это не бесплодно, что ваш усидчивый труд по окончательной разработке этого закона не останется без результата, доказывает одно поразительное явление, может быть, недостаточно учитываемое, а может быть, и нарочито замалчиваемое: горячий отклик населения на закон 9 ноября, эта пробудившаяся в населении энергия, сила, порыв, это то бодрое чувство, с которым почти одна шестая часть, как только что было указано, домохозяев-общинников перешла уже к личному землевладению.

Господа, более 10 млн. дес. общинной земли, перешедшей в личную собственность, более 500 тыс. заявлений о желании устроиться на единоличном хозяйстве, более 1,4 млн. дес., уже отведенных к одним местам. Вот то живое доказательство, которое я принес сюда, чтобы засвидетельствовать перед вами, что значить живая, не угасшая сила, свободная воля русского крестьянства! И безрассудно было бы думать, что результаты достигнуты по настоянию правительственных чинов. Правительственные чины много поработали над делом землеустройства, и я ручаюсь, что работа их не ослабнет. Но я с слишком большим уважением отношусь к народному разуму, чтобы допустить, что русское крестьянство переустраивает свой земельный быт по приказу, а не по внутреннему убеждению. Правительство и рассчитывает, что идя навстречу этому внутреннему убеждению, этому внутреннему народному чувству и разделяя вместе с правительством веру в государственную силу свободного крестьянства, вы, господа члены Государственного совета, вынесете свой беспристрастный и авторитетный приговор и придадите закону 9 ноября 1906 г. силу своего одобрения.

Государственный совет. Стенограф. отчеты.

Сессия 5. Спб. 1910. С.1136-1145

Hosted by uCoz